Как правильно держать руки на руле автомобиля
Водители, способные оперативно и правильно реагировать на опасные ситуации на дороге, значительно реже оказываются в ДТП. Одного лишь своевременного нажатия на тормоз или быстрого использования ручного тормоза может не хватить для предотвращения столкновения с другим автомобилем. В ряде случаев гораздо важнее умение мгновенно направить автомобиль в нужную сторону — выровнять его, повернуть или резко уклониться от других участников дорожного движения. Именно такие маневры зависят от правильного положения рук на руле. Многие пренебрегают этим моментом, что является серьезной ошибкой.

Как правильно держать руль при вождении автомобиля
Первое и самое главное правило вождения — это никогда не отпускать обе руки с рулевого колеса во время движения. Даже если дорога кажется идеальной, а машина полностью исправна, небольшой дефект на покрытии может привести к серьезной аварии. При неожиданном изменении траектории важно успеть среагировать буквально за мгновения. Если руки заняты чем-то другим, кроме управления рулем, сделать это будет невозможно.
Также важно помнить, что нельзя поворачивать руль на стоящей машине с заглушенным двигателем. Это может легко повредить механизм, отвечающий за поворот колёс, и ускорить износ шин. Взрослые обычно осознают эту опасность и избегают подобных действий, а вот дети могут случайно повредить автомобиль. Поэтому не рекомендуется позволять ребёнку садиться за руль, даже если ключи не вставлены в замок зажигания.
Читайте также: Этикет на дороге: как вести себя за рулем
Профессионалы сравнивают руль с циферблатом часов, чтобы удобнее было объяснить правильную позицию рук. Воображая часы, нужно представить 12:00 сверху, 6:00 снизу, а 3:00 и 9:00 по бокам. Левую руку рекомендуется держать между 9:00 и 10:30, а правую — между 13:30 и 15:00. Если мысленно провести горизонтальную линию по рулю, руки должны располагаться чуть выше неё. При этом важно не сжимать руль слишком сильно, а держать локти слегка согнутыми — так водитель не устанет уже через несколько минут вождения.
Некоторые водители считают такое положение неудобным и предпочитают держать руль по-своему. Однако это ошибка. Навыки вождения должны стать автоматическими, а правильная постановка рук должна вырабатываться с первых дней обучения в автошколе. Это способствует значительному повышению безопасности, как для водителя, так и для его пассажиров.
Методы управления
Расположение рук на руле варьируется в зависимости от маневра, который планирует выполнить водитель. При поворотах, объезде препятствий, обгоне или предоставлении дороги другому транспортному средству важно правильно оценить угол поворота руля.
Одни из самых простых маневров — это начало движения, смена полосы или остановка. В таких ситуациях руль поворачивают не более чем на 45°, и при этом не требуется менять положение рук. Новички обычно начинают свои тренировки с освоения этой техники. Вождение одной рукой, например, для включения обогревателя или проигрывателя, требует более высокой подготовки. Однако это небезопасно и требует от водителя быстрой реакции. Если есть возможность, лучше дождаться остановки и не отвлекаться от дороги.

Другой техникой является перехват руля, которая применяется при поворотах под углом больше 90°, например, при крутых разворотах или объезде препятствий. Правильная техника вождения в таком случае следующая (например, при повороте влево):
- поворачивайте руль влево, пока левая рука не окажется у края руля;
- уберите левую руку и продолжайте поворот правой;
- перенесите левую руку поверх правой и снова возьмитесь за руль;
- как только правая рука достигнет неудобного положения, перенесите её наверх.
Руль крутится до тех пор, пока автомобиль не займет нужное положение, затем он возвращается в исходное положение по той же схеме. При повороте вправо многие водители используют только левую руку, держа её чуть выше центральной линии. Сильного давления на руль прикладывать не нужно, только в крайнем правом положении стоит усилить хват. Для этого ладонь упирается в руль, а пальцы остаются прямыми. По завершении маневра обе руки возвращаются в исходную позицию.
При движении задним ходом управление также часто осуществляется одной рукой, особенно у водителей с меньшим опытом. Опытные же водители легко управляют задним ходом, используя только боковые зеркала. Менее опытным водителям при движении прямо или вправо рекомендуется держать руль левой рукой, а правую руку положить на спинку пассажирского сиденья. При повороте назад влево машина управляется правой рукой, при этом локоть упирается в спинку водительского кресла.