Ограниченный ресурс аккумулятора связан с процессами выпадения активной массы электродов и износа сепараторов под воздействием тока и серной кислоты. Интенсивность этих процессов может различаться. В результате, срок службы аккумуляторных батарей может варьироваться от 1 года до 25 лет и даже более. Несколько факторов оказывают влияние на продолжительность работы аккумуляторов:
- тип аккумулятора;
- режим эксплуатации;
- отклонение от нормальной работы аккумулятора.
Существуют различные варианты свинцовых аккумуляторных батарей. Обслуживаемые аккумуляторы являются наиболее простыми в использовании. Они имеют классическую конструкцию и требуют периодического долива электролита. Обычно средний срок службы аккумулятора такого типа составляет около 3-5 лет. Более современные необслуживаемые аккумуляторы, которые имеют герметичный корпус, могут прослужить до 15 лет при нормальных условиях. Самыми долговечными считаются аккумуляторы с гелеобразным электролитом и улучшенными электродами, предназначенные для тяжелых режимов работы. Они могут работать в течение 20-25 лет.
Температура окружающей среды и глубина разряда играют важную роль в долговечности аккумуляторных батарей. Рекомендуется использовать и хранить большинство аккумуляторов при температуре +10…+30°C. Глубокий разряд батареи (свыше 70-80%) не рекомендуется. Сила электрического тока, используемая при зарядке, также влияет на срок службы аккумулятора автомобиля.
Отклонение от нормальной работы аккумуляторов проявляется через несколько основных видов дефектов, включая сульфатацию, короткое замыкание пластин и механические повреждения. Сульфатация возникает в результате образования плотных отложений сульфата свинца, которые забивают поры пластин и препятствуют проникновению электролита и нормальным химическим процессам. Короткое замыкание пластин происходит из-за повреждения сепараторов или образования проводящего мостика из шлама, который образуется в результате выпадения активной массы. К механическим повреждениям относятся нарушение целостности оболочек и корпусов, а также дефекты соединений между элементами.